Характерной особенностью польского кинематографа всегда были лаконизм и метафоричность фильмов, емкость каждой минуты экранного времени. Но сегодня, когда и авторам, и героям документальных картин очень важно выговориться о наболевшем и когда микрофон кинематографиста стал не менее, а то и более важен, чем камера, многие ленты оказываются болтливы и художественно невыразительны.
Программа фестиваля.
А вот программа XXVI Международного кинофестиваля, открывшегося в день окончания Общепольского, разочаровала многих. Вины организаторов МКФ здесь нет. Еще в 1977 году в заметках «Уроки Кракова» Юрий Ханютин писал: «Телевидение отобрало у документального экрана право «первоинформации». Что же должен делать в этих условиях документальный фильм? Слиться с телевидением… или искать свои, оригинальные пути, быть информацией… или стремиться к образной переплавке документального материала?» Прошло 12 лет, но Краков-89 снова подтвердил, что дефицит образности, художественного мастерства все еще в силе. Следует сказать и о резком отличии остросоциальных документальных программ. представленных социалистическими странами, от фильмов западных стран — преимущественно игровых комедий. У документальных фильмов на Западе нет прокатных перспектив, и в основном они снимаются для телевидения.
Чехословацкие фильмы.
Чехословацкие документалисты привезли несколько лент, посвященных молодежным проблемам: «…И как начал убегать» — репортаж о жизни парня, вышедшего из тюрьмы; «Чтобы люди услышали» — рассказ пражских панков и наркоманов об их взаимоотношениях с обществом. Болгарские «Двадцатилетние» — о солдатах штрафного батальона — далеко не ангелах, но все-таки имеющих право на более достойные условия жизни и быта. Не на «загнивающем» Западе, а в социалистической Венгрии идет эта страшная сцена выселения людей за квартирную неуплату, показанная в картине «Сейчас и здесь». Плата слишком высока! А рядом сияют неоном огни рекламы, проносятся нарядные автомобили… Социалистическое общество — это ведь тоже общество контрастов.
Советские фильмы.
О советских фильмах скажу особо. Это как раз тот самый счастливый случай, когда «за державу не стыдно». По единодушному признанию жюри и критиков советская программа была наиболее сильной и профессиональной на фестивале. В своем выступлении на заключительной пресс-конференции об этом сказал председатель жюри Ежи Теплиц. И если в остальных случаях голоса жюри разделялись, то высшие награды двум нашим лентам присуждены единогласно. «Золотого Дракона» получил фильм Жанны Романовой «Корвус Корникс» (с лат. «ворона»)», а «Серебряного Дракона» — «Спаси и сохрани» Леонида Попова.
Итоги конофестиваля.
Краковские зрители имели возможность познакомиться со специальной полуторачасовой программой фильмов ЛСДФ, в которую вошли «Соната для Гитлера» А. Сокурова, «Африканская охота» И. Алимпиева, «Хроника демонстрации» Д. Желковского, «Сибирь. Поиски истины. Фильм второй «На перепутье» Д. Павловича. Четыре разных режиссерских почерка, разные взгляды, вкусы, пристрастия. Но есть у них нечто общее, позволяющее говорить об особом ленинградском стиле, органично сочетающем остроту взгляда с высоким художественным мастерством в размышлениях о проблемах «нашего века XX».
…Мы уезжали из Кракова ранним утром. Несмотря на ранний час, горожане уже шли на избирательные участки. Польша выбирала свой путь.